Меню

Бложище

Блог Романа Савина о тексте и маркетинге

Мысли после «Идеального руководителя» Адизеса

Краткое резюме: 9/10
Читать всем директорам и руководителям отделов
Помогает понять, кого брать в команду

 

Эту книгу мне посоветовал Андрей Анисимов, директор «Реаспекта». Разговор зашел о том, кого брать в команду и нужны ли конкретные люди на конкретных позициях. Тут Андрей привел несколько примеров исходя из структуры своей компании. Причем он давал классификацию людей по книге Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель». Это было примерно так: «я типичный A, мне нужно, чтобы все было в порядке. А он настоящий I, ему важно, чтобы всем было хорошо». Поэтому я задумался над тем, чтобы прочитать книгу.

Адизес пишет интересно, но сложно. Видно, что его перехлестывают эмоции и он старается уместить в абзац все, что знает. Местами раздражало пренебрежительное отношение к русским. Но это мелочи на фоне того, что он дает.

 

Классификация работы управленца

Ицхак Адизес выбрал четыре главные функции менеджера и закодировал их буквами. Хороший управленец должен отвечать хотя бы за одну из них.

P (producing) – производство результатов. Умение взять дело и довести его до конца. Заработать миллион, добыть 100 тонн руды, построить отдел. Отвечает за то, чтобы от работы был смысл.

A (administration) – администрирование. Умение организовать и автоматизировать процесс. Менеджер с хорошо поставленным А пишет регламенты, составляет правила и продумывает мотивацию. Его задача – снижать стресс.

E (enterpreneuring) – предпринимательство. Придумывание новых направлений работы, методик и прочего. Эта функция отвечает за то, чтобы выходить на первые места с помощью инноваций и маркетинга. С помощью Е вы вырываетесь вперед конкурентов.

I (Integration) – интеграция. Превращение кучи сотрудников в коллектив и команду, где все объединены общей целью и корпоративной культурой. Функция помогает устранить текучку и повысить производительность.

 

Индивидуальный код менеджера

Теперь, когда мы знаем функции и закодировали их, мы можем классифицировать каждого человека. Это делается с помощью больших и маленьких букв, а также прочерков.

Мой код – PAei. Что это означает? Я хорошо справляюсь с производством результатов, хуже придумываю новое и объединяю команду, но могу это делать.

Если менеджер вообще не справляется с функцией или вредит ей, в коде ставится прочерк, например, P-Ei. Это значит, что управленец не умеет делать регламенты и игнорирует их. Это приводит к провалам, факапам и стрессам. В вашей команде управленцев не должно быть людей без прочерков. Если есть ценный сотрудник с прочерком, сделайте его специалистом и изолируйте от управления.

 

Команда без слабых мест

Как построить хорошую компанию? Нужно закрывать все 4 функции. Но менеджеров, которые могут выполнять все 4 обязанности одновременно, не бывает. Хотя американские книжки говорят, что директор должен быть идеальным. Кто-то хорошо превращает работу в налаженный бизнес-процесс, но никогда не поймет, как сделать сотрудников счастливыми. Это не значит, что он ни на что не годен. Просто нужно найти менеджера, который будет хорошо выполнять эту функцию.

Возьмем пример небольшой производственной компании, которая делает натуральные молочные продукты. В ней один партнер отвечает за результат и инновации (PaEi). Он наладил производство, запустил сбыт, экспериментирует с составом и упаковкой, чтобы людям нравился новый кефир. Второй партнер администрирует и работает с сотрудниками (pAeI). Он следит за бухгалтерией, судится с магазинами и следит, чтобы на производстве была чистота, а логисты правильно распределяли товар по машинам. Плюс он придумал крутую систему мотивации продажников и повысил выручку на 20% за 2 месяца.

 

Уважение

Возьмем негативный пример. Есть рекламное агентство, где директор – жесткий PaEi, который не рассматривает других людей как равных себе. Его мнение важнее, его задачи должны выполняться первыми. Он будет в постоянной запаре, все просьбы сотрудников будут откладываться. Совещания будут проходить редко и занимать не больше 5 минут. Если кто-то предлагает отличную идею, но до нее не додумался директор, ее будут игнорировать.

Каждая функция нужна для работы компании. Без P фирма останется без продукции, услуг и денег. Без A у нее будут сплошные срывы дедлайнов и потери прибыли. Без E придется все время плестись за конкурентами и копировать их идеи. Без I начнется текучка и опытный состав сменится на бестолковых вчерашних студентов. Нужно уважать мнение каждого менеджера и понимать, что без разнообразия придется идти в хвосте и терпеть боль.

 

Совет, который можно применить прямо сейчас

Узнайте, какую функцию предпочитает выполнять ваш директор или партнер. Она определяет его характер и привычки. Зная их, вы сможете продуктивно с ним общаться.

P всегда очень занят и у него много проблем. Поэтому попросите у него немного времени и намекните, что есть проблема. Приходите с решением и просьбой на одобрение, а не с проблемой. Донесите ее тезисно, избавьтесь от контекста.

A ценит правила, договоры и регламенты. Все должно идти по порядку. Покажите, что вы пришли с последствиями того, что кто-то не соблюдал правила. Ваша проблема – всегда отклонение от стандартов. Спросите его совета, свое решение нужно представить как рекомендацию. Назначьте время встречи и будьте пунктуальны.

E эгоистичны. Им нужно, чтобы решение исходило от него, а проблемы создавали другие. Они импульсивны, поэтому вылавливайте их внезапно. Говорите не про проблемы, а про возможность что-то делать лучше. Выдавайте свое решение за предположение и не договаривайте его до конца. Вам нужно, чтобы этот менеджер сделал свое дополнение, обрадовался «своей» гениальной мысли и одобрил ее.

I зависят от мнения окружающих. Перед тем как прийти с решением, поговорите с командой и убедитесь, что все согласны. Потом приходите к менеджеру. Он спросит, одобрили ли решение все сотрудники. Если да – этот менеджер будет с вами согласен во всем.

 

Что еще почитать

«45 татуировок менеджера» – сборник поучительных историй от парня, который из начинающего продажника превратился в крутого управленца.

«48 законов власти» – интересная книга о том, как вести себя с руководством и подчиненными. Основное «мясо» книги – реальные истории и притчи, которые подкрепляют каждый закон.